Дух
Если верующий не распознаёт
своего собственного духа, он никогда не узнает, как общаться с Богом в духе. Он
легко принимает мысли и чувства души за действия и проявления духа. Таким
образом он ограничивает себя внешнею сферой, и не в состоянии достигнуть
духовной сферы.
Согласно с тем, чему учит
Библия и опыт верующих, о духе человека можно сказать, что у него есть три
основных функции: совесть, интуиция и общение.
Совесть - это различающий
орган, который отличает добро от зла, но не под влиянием накопившихся в голове
знаний, а скорее посредством самопроизвольного, прямого суждения. Часто
рассуждение оправдывает то, что совесть осуждает. Работа совести независима и
пряма; она не гнётся от внешних мнений. Когда человек поступает неправильно,
она поднимает свой обвиняющий голос.
Интуиция - это орган
внутреннего чутья в духе человека. Она настолько прямо противоположна
физическому познавательному чувству и душевному чувству, что называется
интуицией. Интуиция - это прямое чутьё, независимое от внешних влияний.
Общение - это поклонение
Богу. Органы души не годятся для поклонения Богу. Бог не познаётся нашими
мыслями, чувствами и намерениями, потому что Его можно познать только
непосредственно в нашем духе.
Отношение между совестью и
интуицией заключается в том, что совесть судит согласно с интуицией; она
осуждает всякое поведение, которое не следует указаниям интуиции. Интуиция
связана с общением и поклонением Богу тем, что Бог познаётся человеком
интуитивно и открывает Свою волю человеку через его интуицию
А. Функция совести в духе человека.
· "Дух правый обнови
внутри меня" (Пс. 50:12).
· "Иисус возмутился
духом" сказав это, (Иоан.13:21).
· "Павел возмутился
духом при виде этого города, полного идолов" (Деян. 17:16).
· "Я не имел покоя духу
моему" (2 Кор. 2:13).
Б. Функция интуиции в духе человека.
· "Иисус, тотчас узнав
духом Своим" (Мар. 2:8).
· "Иисус... Сам
восскорбел духом и возмутился" (Иоан. 11:33).
· "Павел понуждаем был
духом" (Деян. 18:5).
· "И вот, ныне я по
влечению Духа иду в Иерусалим" (Деян. 20:22).
В. Функция общения в духе человека
· "И возрадовался дух
мой о Боге" (Лук. 1:47).
· "Истинные поклонники
будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Иоан. 4:23).
· "Которому служу духом
моим" (Рим. 1:9).
· "Чтобы нам служить
(Богу) в обновлении духа" (Рим. 7:6).
· "Приняли духа
усыновления. Которым взываем: „Авва, Отче!" (Рим. 8:15).
· "Сей Самый Дух
свидетельствует духу нашему" (Рим. 8:16).
· "А соединяющийся с
Господом есть один дух (с Господом)" (1 Кор. 6:17).
· "Буду петь духом"
(1 Кор. 14:15).
Хотя не возрожденные люди ещё
не имеют жизни, они обладают этими функциями, только их поклонение направлено к
нечистым духам. Одни люди проявляют больше этих функций, а другие меньше.
Однако, это не значит, что они не мертвы в грехах и преступлениях. Новый Завет
не считает всех тех, у кого чувствительная совесть, острая интуиция или
духовная наклонность и заинтересованность, спасёнными людьми. До возрождения
дух отделён от Божественной жизни: только после него жизнь Бога и Духа Святого,
поселяется в нашем духе. И тогда он оживает, чтобы быть орудием Духа Святого.
До возрождения дух человека
настолько погружён в душу и окружён ею, что ему просто невозможно разобраться,
что выходит из души, а что из духа. И по мере того, как разум, воля и эмоции
крепнут, функции духа всё больше и больше слабеют, затмеваясь настолько, что их
существование почти не ощущается. Вот почему после возрождения человека должно
наступить действие разделения души и духа.
При исследовании Писания
создаётся впечатление, что действия не возрожденного духа ничем не отличаются
от действий души. Нижеприведенные стихи иллюстрируют это:
1. "Смутился дух
его" (Быт. 41:8).
"Унылый дух сушит
кости" (Прит. 17:22).
"Блуждающие духом"
(Ис. 29:24).
2. "Тогда успокоился дух
их против него" (Суд.8:3).
"...и будете рыдать от
сокрушения духа" (Ис.65:14).
"... и дух его
ожесточился" (Дан. 5:20).
Здесь мы видим дела не
возрожденного духа и то, насколько они похожи на дела души. Термин
"дух", а не "душа" применён для того, чтобы показать, что
произошло в самой глубине человека. Здесь видно, как дух человека настолько
попал под управление и влияние души, что начал даже проявлять её дела. Но, тем
не менее, дух продолжает существовать, потому что дела эти исходят от духа.
Хотя и под управлением души, дух не перестаёт быть органом.
Душа
Постичь личность человека,
значит постичь его самого. Существование человека, его характерные черты и
жизнь - всё это в его душе. И в следствии этого Библия называет человека
"душою".
Три основных способности
человека: воля, разум и эмоции, - составляют его личность. Воля принимает
решения, выявляя нашу способность выбирать. Без этой способности человек был бы
просто автоматом.
Разум - орудие нашего
мышления, проявляет умственные силы человека: От него исходят мудрость, знание
и рассуждение. Отсутствие его делает человека глупым и тупым.
Орудием, выражающим, что нам
нравится или не нравится, является наша эмоция. С помощью её мы можем проявлять
любовь или ненависть, чувствовать себя радостными, злыми или счастливыми.
Всякий недостаток в эмоции делает человека бесчувственным, как дерево или
камень.
А. Волевая способность души.
(В оригинале "воля"
часто "душа").
"И ты не отдашь его на
волю врагов его" (Пс. 40:3).
"Итак, расположите
сердце ваше и душу вашу к тому, чтобы взыскать Господа, Бога вашего" (1
Пар. 22:19).
"... куда они всею душою
желают возвратиться" (Иер. 44:14).
"До чего не хотела
коснуться душа моя..." (Иов. 6:7).
"И душа моя желает лучше
прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих" (Иов.
7:15).
Б. Интеллектуальная, умственная способность
души
"Не хорошо душе без
знания..." (Прит 19:2).
"Доколе мне слагать
советы в душе моей?" (Пс. 12:3).
"Дивны дела Твои и душа
моя вполне сознаёт это" (Пс. 138:14).
"Твердо помнит это душа
моя..." (Пл. Иер. 3:20).
"... и знание будет
приятно душе твоей" (Прит. 2:10).
"Храни здравомыслие и
рассудительность, - и они будут жизнию для души твоей" (Прит. 3:21, 22)
"Таково и познание
мудрости для души твоей" (Прит. 24:14).
В. Эмоциональная способность души
1. Эмоции привязанности
"Душа Ионафана
прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу" (1 Цар.
18:1).
"Ты, которого любит душа
моя" (Песн. П. 1:6).
"Величит душа моя
Господа" (Лук. 1:46).
"И люби Господа, Бога
твоего, всею душею твоею..." (Втор. 6:5).
2. Эмоции желаний
"Чего пожелает душа
твоя... чего потребует от тебя душа твоя..." (Втор. 14:26).
"Истомилась душа моя,
желая во дворы Господни" (Пс. 83:3).
"... так желает душа моя
к Тебе, Боже" (Пс. 41:2).
"Душею моею я стремился
к Тебе ночью" (Ис. 26:9).
"... Которому благоволит
душа моя" (Мат. 12:18).
3. Эмоции ощущений и чувств
"... ибо скорбел душею
весь народ" (1 Цар. 30:6).
"... душа у неё
огорчена..." (4 Цар. 4:27).
"Доколе будете мучить
душу мою" (Иов. 19:2).
"Что унываешь ты, душа
моя, и что смущаешься?" (Пс.41:б).
"Истомилась душа моя
желанием..." (Пс. 118:20).
"Сладка для
души..." (Прит. 16:24).
"... и душа ваша да
насладится туком" (Ис. 55:2).
"Изнемогла во мне душа
моя..." (Ион. 2:8).
"Душа Моя скорбит
смертельно" (Мат. 26:38).
"Душа Моя теперь
возмутилась" (Иоан. 12:27).
"... ежедневно мучился в
праведной душе" (2 Пет. 2:8).
Душевная жизнь
Часто в Библии слово
"душа" переводится словом "жизнь".
"Только плоти с душею
ее, с кровию её, не ешьте" (Быт. 9:4).
"Потому что душа тела в
крови" (Лев. 17:11).
"Ибо умерли искавшие
души Младенца" (Мат. 2:20).
"Что должно делать в
субботу?... спасти душу, или погубить?" (Лук. 6:9).
"Человеками, предавшими
души свои за имя Господа..." (Деян. 15:26)
"... отдать душу Свою за
искупления многих" (Мат 20:28).
"Пастырь добрый полагает
душу Свою за овец" (Иоан. 10:11)
"Душевная жизнь" -
это естественная, природная жизнь человека, которая делает его существующим, и
оживляет его. Это та жизнь, посредством которой человек жив сегодня; это та
сила, посредством которой человек становится тем, что он есть. Человек без души
не живёт. Жизнь человека - это его душа, пропитывающая всё его тело. Библия
считает настоящее тело человека душевным телом - (1 Кор. 15:44), потому что
жизнь нашего земного тела душевна. Жизнь человека, таким образом, есть просто
выражение сочетания его умственной, эмоциональной и волевой энергией.
Душа и "я" человека
Наше "я" - это наша
душа. Во многих других местах Библии мы встречаем слово "душа"
переведенными словами "себя", "вас", "вы",
"ты"... Вот, несколько примеров:
"... не оскверняйте душ
ваших (себя) каким-либо животным" (Лев. 11:44).
"О, ты, раздирающий душу
твою в гневе твоем!" (Иов. 18:4).
"Что есть каждому (в
оригинале, "каждой душе"), одно то можно делать вам" (Исх.
12:16).
"... убийца, убивший
человека (в ориг. "душу") неумышленно" (Чис. 35:11, 15).
"Да умрёт душа моя
смертью праведников" (Чис. 23:10).
"Если какая душа хочет
принести Господу жертву приношения хлебного ..." (Лев. 2:1).
"... не успокаивал ли
души моей" (Пс. 130:2)
"Клянется Господь Самим
Со6ою (в ориг. "душою") (Ам. 6:8).
Эти места из Ветхого Завета
свидетельствуют о том, что душа человека есть его "я".
Подтверждение этому даёт Сам
Господь Иисус Христос в двух Евангелиях "Какая польза человеку, если он
приобретёт весь мир, а душе (психе) своей повредит? или какой выкуп даст
человек за душу (психе) свою?" (Мат. 16:26). "Ибо что пользы человеку
приобресть весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе"
(Лук.9:25). Оба евангелиста пишут об одном и том же, но один употребляет слово
"жизнь" (душа), а другой слово "себе". Это значит, что Дух
Святой использует Матфея для объяснения значения слова "себе" у Луки,
а Лука даёт значение слова "жизнь" (душа) у Матфея. Душа или жизнь
человека - это он сам, и наоборот, он сам есть душа и жизнь. читайте продолжение Часть 3.
|