Далее читаем во Второзаконии 3:
"И
обратились мы оттуда, и шли к Васану, и
выступил против нас на войну Ог, царь
Васанский, со всем
народом своим, при Едреи.
И
сказал мне Господь: не бойся его, ибо Я отдам в руку
твою его, и весь народ его, и всю землю его, и ты поступишь с ним
так, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в
Есевоне.
И предал Господь,
Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так
что никого не осталось у него в живых; и взяли мы в то время все города его; не было города,
которого мы не взяли бы у них:
шестьдесят городов, всю область
Аргов,
царство Ога Васанского; все эти города
укреплены были высокими стенами,
воротами и запорами, кроме городов
неукрепленных, весьма многих; и предали мы их
заклятию, как пос тупили с Сигоном,
царем Есевонским, предав заклятию всякий город с
мужчинами,
женщинами и детьми; но весь скот и захваченное в городах взял и себе в
добычу.И взяли мы в то время из
руки двух царей Аморрейских землю сию, которая
по эту сторону
Иордана, от потока Арнона до горы
Ермона, - Сидоняне Ермон
называют Сирионом,
а Аморреи называют его Сениром, - все
города на равнине,
весь Галаад и
весь Васан до Салхи и Едреи, города
царства Ога Васанского;
Ибо только
Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов.
Вот, одр (постель) его, одр железный,
и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей,
а ширина его четыре
локтя, локтей мужеских".
Заметьте,
что здесь упоминаются два царя, оба
которых воевали с Израилем и
заплатили
ужасную цену. Этими двумя царями были
Сигон и Ог, совместно
называемые
«двое царей Аморрейских». Предел их царства был «от потока Арнона до
горы
Ермона. . . все города на равнине, весь Галаад и весь Васан до Салхи и Едреи».
Демоническая
география
Эта
информация становиться больше чем сухими
географическими данными,
пристально
наблюдая за двумя деталями во Второзаконии
3.
Во-первых, стих 11 сообщает,
что Ог из Васана был одним из «Рефаимов».
Размер его постели (скорее саркофага),
приблизительно 1,8 метра в ширину на
4,1 метра в длину, совсем не удивляет,
учитывая, что Рефаимы имели взаимосвязанность
с Енакимами / Нефилимами.
Во-вторых, территориальное описание упоминает
гору Ермон. Ермон была
горой, куда спускались Стражи и сыны
Божии, приходя на землю для сожительства
с человеческими женщинами. Эта связь с
происшествиями Быт.6:1-4, лежит в соответствии
со связью между терминами Рефаимы, Енакимы и Нефилимы.
В-третьих,
бльшей зоной, чьей частью была гора
Ермон, был Васан. Другие мес та из Писания
подтверждают связь между гигантскими Рефаимами и горой Ермон.
Например,в книге
Иисуса Навина 12:1-5 мы читаем:
"Вот
цари той земли, которых поразили сыны
Израилевы и которых землю взяли в
наследие по ту сторону Иордана к
востоку солнца, от потока Арнона до горы Ермона, и
всю
равнину к востоку: Сигон, царь Аморрейский, живший
в Есевоне, владевший от
Ароера, что при
береге потока Арнона, и от средины
потока, половиною Галаада, до
потока
Иавока, предела Аммонитян, и равниною до
самого моря Хиннерефского к
востоку и до моря
равнины, моря Соленого, к востоку по дороге к Беф-Иешимофу, а к
югу
местами, лежащими при подошве Фасги; сопредельный [ему] Ог, царь Васанский,
последний из Рефаимов, живший в
Астарофе и в Едреи, владевший горою Ермоном и
Салхою и всем
Васаном, до предела Гессурского и Маахского, и
половиною Галаада,
до предела
Сигона, царя Есевонского".
Верхний
отрывок из книги Иисуса Навина 12 соединяет Рефаимских великанов с
горой
Ермон,
а также связывает их с двумя другими
городами особого примечания,
Астарофом и
Едреей. Есть и еще несколько мест, подтверждающих, что эти города и их
окрестности
были населены Рефаимами. Эти города – важные, т.к. древняя литература
Угарита
(маленькое древнее царство на севере Ливана)
упоминает их, как два места
ассоциирующихся с «rapiuma» - угаритское слово
означающее «Рефаимы». Рефаимы
угаритов
не описываются как великаны, однако
изображены в Угарите как
«божественные».
Они были обожествленными умершими царскими предками – духами
сильных
царей воинов, которые обитают в
Преисподней.
Ваша интуиция вас не обманывает
– это действительно отзывается эхом
нефилимов Бытия 6:4, которые также
описываются как сильные и славные люди (ориг. «gibborim») Угаритское
отождествление Рефаимов с духами преисподней предоставляет
удобный
мост
для понятия, с библейской точки зрения,
как кланы великанов ассоциируются с
демонами.
Поражает то, что еврейская Библия никогда
не помещает демонов (на
еврейском
«shedim») в Шеоле. Однако, Шеол описывается
как место, где находятся Рефаимы,
духи умерших царей – предков более ветхих дней. В результате видим, что согласно
Библии, Рефаимские великаны являются не только потомками нефилимов, но Писание
также идентифицирует их как духовные существа,
которые населяют преисподнюю
как «Рефаимы». Поэтому мы должны
относиться серьезно к раннему еврейскому
толкованию, ясно выраженному в книге
1Еноха, о том, что мы
подразумеваем
под термином «демоны», т.е. что это – духи умерших
нефилимов. Но
давайте
попробуем распаковать это немного.
Еврейский
термин «Шеол» означает Преисподнюю. Возможно
вы уже раньше
сталкивались
с ним изучая Писание. Понятие Шеола
очень трудное, т.к. это слово
используется
в нескольких разных значениях. Чаще всего
оно имеет общее значение
«могила»,
т.е. место, куда отправляется каждый, когда он умрет. И злые, и
праведные
попадают
туда – умирают все и идут в могилу. В
Ветхом Завете, могила почти всегда
описывается
негативно или нейтрально. Израильтяне были как и
каждый из нас – они
не восторгались умиранием, т.к. была неясность о том, что именно происходит с
тобой
после
твоей смерти. Этим я не имею ввиду,
что в Ветхом Завете не существовало
концепции
Неба. Хотя ветхозаветное понятие «славы» не
приравнивается к
использованию
этого термина современными проповедниками, места, такие как Псалом
72:23-26,
все-таки говорят о пребывании праведников с
Богом и о получении наград.
Отступление
на тему концепции загробной жизни в
Ветхом Завете было бы слишком
отвлекающим.
Будет достаточным заметить, что из
еврейской Библии можно
предположить,
что Ветхий Завет рисует Шеол как
место, куда все умершие
отправляются
и там же остаются, где праведники ожидают будущего времени, когда
они
смогут быть в присутствии с Богом.
Вступив в силу Новому Завету, Писание
говорит,
что ветхозаветные праведники не были с
Господом, доколе Христос не
воскрес.
Это объясняет идею Ветхого Завета, что
«каждый находится в Шеоле». В
наших
целях, самым лучшим будет отнести Шеол к «потустороннему» или «духовному
миру»,
ограничивая нашу дискуссию в понятиях Ветхого Завета.
Вышесказанное
может оказаться довольно новым для
читателей, поэтому ниже
проиллюстрируем
присутствие Рефаимов в Шеоле в библейских
текстах.
Начнем с Исаии
14:9-15:
"Ад преисподний пришел в движение ради тебя, (ориг. Шеол)
чтобы встретить тебя при входе
твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли;
поднял
всех царей языческих с престолов их.
Все они
будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы!
и ты стал
подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя (ориг. Шеол)
со всем шумом твоим; под тобою
подстилается червь, и черви - покров твой.
Как упал
ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
А говорил
в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой
и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буд
у подобен Всевышнему. Но ты
низвержен в ад, в глубины преисподней".(ориг. Шеол)
Начало
отрывка весьма хорошо известно – это язвительное замечание Исаии в адрес
царя вавилонского. Здесь Исаия использует историю
падения сатаны, чтобы показать каким возгордившимся и высокомерным был
царь Вавилона.
Псалом
87:11-13 читает: Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?
"Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? (орг. Рефаимы)
или во
гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления?
(ориг.
Аваддон) разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения -
правду Тво?"
Иов 26:
"И отвечал Иов и сказал: как ты помог
бессильному, поддержал мышцу немощного!
Какой совет подал ты немудрому и
как во всей полноте объяснил дело!
Кому ты говорил эти слова, и чей
дух исход ил из тебя? Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них. Преисподняя
обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону". (ориг. Шеол)
То, что израильтяне и библейские
писатели рассматривали духов покойных гигантских
воинов-царей
как демонических, также очевидно из
зловещей ауры, прикрепленной к
географическому
местоположению Васана. Как подмечалось выше,
Васан был
регионом
городов Астарофа и Едреи, о которых и Библия, и
угаритский текст говорят
как
о жилище Рефаимов. Впечатляет и то,
что в угаритском языке, этот регион был
известен
не как Васан, но как Вахан –
Семитские люди Угарита в своем диалекте
произносили
некоторые буквы немного по-другому, чем
евреи. Почему это стоит
внимания?
Потому, что «Вахан» является типичным
словом всех Семитских языков,
включая
библейский иврит, означающее «змей». Регион
Васана был известен как
«место
змея», а также как крепость гигантских
Рефаимов и место дьявольских
обожествленных
духов Рефаимов.
В
угаритской литературе, Рефаимы из Астарофа
и Едреи называются «царями» и
«богами».
На еврейском «цари» будет «melakim» - и в
угаритском языке присутствуют
те же
самые согласные, «mlkm». Однако, в Угарите титул «mlkm» также означал и кое-
что
другое – быть подданным бога Милкома (имеющего
другие эквивалентные имена:
Молех
или Малик). Заметьте, прим.
переводчика: в русском переводе Молох или
Милхом что
согласные в «Милком» - «mlkm». Одна
угаритская табличка особенно конкретно описывает
Астароф, как жилище Милкома / Малика.
Клинообразные тексты других цивилизаций
в Месопотамии относятся к этим «mlkm»
как к богам, в частности богам Ануннаки –
богам, которые населяли Шеол под руководством господина преисподней – Нергала.
Малик / Милком ассоциировался с детскими
жертвоприношениями в Ветхом Завете
(4Цар.23:10, 3). Он называется «мерзостью
Аммонитской» в 3Цар.11:5,7, и конкретно
говориться, что он получал такие
жертвоприношения, находясь в Шеоле (Ис.57:9).
По мнению израильтян, Милком также получал
поклонение в других демонических
местах – в Енномовой долине. Фраза
«долина Енномова» в иврите произносится
«ге-хинном». Отсюда происходит нам известное
слово «Геенна», т.к. этим
термином обозначается то место в Новом Завете. В
новозаветной теологии оно также
называется Адом или Гадесом. «Ге-хинном» в еврейском языке вероятнее всего означает
«долина воплей», что есть совершенно
понятное описание, принимая во внимание
происходившие там детские жертвоприношения. Долина Енномова была тем местом, где
царь Ахаз и царь Манассия принесли в жертву своих собственных сыновей в качестве
всесожжений Молеху (2Пар.28:3; 33:6). Эти жертвоприношения совершались в
ритуальных центрах называемых «topheth» («горящее
место») и позже долина Енномова
стала называться географическим названием Тофет (Иер.7:32; 19:6).
Енномова
долина географически также была связана с
региональным поселением
Рефаимов
в книге Иисуса Навина 15:8. Описывая
определенную землю для колена
Иудина, писец
заявляет: «отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова с южной
стороны
Иевуса, который [есть] Иерусалим, и
восходит предел на вершину горы,
которая
к западу против долины Енномовой, которая
на краю долины Рефаимов к
северу».
В более ясных словах, долина Рефаимов
лежит между Иерусалимом и
Вифлеемом.
Ее северная часть открывается в долину
Енномову (Геенну), которая
находится
сразу на юг от Иерусалима. Долина
Рефаимов упоминается в нескольких
местах в
Ветхом Завете, и зачастую являлась полем битв Филистимлян. В Септуагинте,
т.е.
греческом переводе Ветхого Завета, эта долина называется «долиной великанов»
(на
греческом «gigantes»).
Филистимский
народ, разумеется, хорошо известен читателям благодаря
очень
знаменитому
великану в Библии – Голиафу. Мы все знаем о гигантском
телосложении
Голиафа,
но является ли он как-нибудь связан с Рефаимами или Енакимами – а отсюда
и
с Нефилимами? Ответ – да. Вспомнив,
что Голиаф был из Гефа (1Цар.17:23),
последующие
места в Писании покажут, что эта связь весьма очевидна, и помимо того,
эта
связь как бы есть «потайная дверь» к
подтверждению, что нефилимы были
великанами,
а не «нормальным» человеческим родом:
Иисус
Навин 11:
"В то же время пришел Иисус
и поразил Енакимов на горе, в Хевроне,
в Давире, в 21Анаве, на всей горе
Иудиной и на всей горе Израилевой; с
городами их предал их Иисус заклятию; не
осталось [ни одного] из Енакимов в
земле сынов Израилевых, 22остались только в Газе, в Гефе и в
Азоте".
1 Паралипоменон 20:
"После того началась война
с Филистимлянами в Газере. Тогда Совохай Хушатянин поразил
Сафа, одного из потомков Рефаимов. И они усмирились. И опять была война с
Филистимлянами. Тогда Елханам, сын Иаира,
поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого
древко копья было, как навой у ткачей.
Было
еще сражение в Гефе. Там был один рослый
человек, у которого было по шести
пальцев, [всего] двадцать четыре. И он
также был из потомков Рефаимов. Он поносил
Израиля, но Ионафан, сын Шимы, брата
Давидова, поразил его. Это были родившиеся от
Рефаимов в Гефе, и пали от руки
Давида и от руки слуг его".
|